По следам истории школы...

В военные годы изменилось  назначение учебных учреждений. В Челябинске были развернуты 8 эвакогоспиталей, которые в своем большинстве размешались в зданиях учебных заведений. Учащиеся школ города под руководством учителей проводили большую военно - патриотическую работу: собирали деньги на подводную лодку «Челябинский комсомолец» (за что школа получила благодарственное письмо Верховного главнокомандующего СССР И.В.Сталина), отряд школьников «Челябинский пионер»  выступали с концертами в госпиталях, создавали тимуровские команды. Учителя и учащиеся работали на заводах в совхозах и колхозах области.

В 1943 году в школах города появились новшества: раздельное обучение мальчиков и девочек и военно- физическая подготовка. В те годы многие учению школ Челябинска добровольно уходили на фронт. В память об этом установлены мемориальный комплекс «Алеша»- с именами учащихся, погибших на фронте.

  • 1945 -1957г.  - восьмилетняя школа.
По окончании войны школы и другие учебные заведения возвращались к обычному ритму работы. Им оказывалась помощь а приобретении оборудования, мебели. В это время руководитель Челябинского гороно были А.И.Кирушева. О.И.Стрелова. Первостепенной стала задача оздоровления школьников после трудных, голодных лет. Особое внимание уделялось развитию школьного питания, отдыху детей в загородных лагерях (их сеть за счет средств предприятий быстро росла), проведению тщательных медицинских осмотров всех учащихся школ, выявлению больных, их лечению. В этот период к учителю предъявлялись особые требования, т.к. от него зависел уровень знаний учащихся, подготовка их к будущей самостоятельной жизни и труду. В связи с этим устанавливался жесткий контроль за учебой педагогов (система курсов и заочное обучение). Совершенствовались старые и развивались новые формы внеклассной и внешкольной работы, возрастала роль внутришкольных ученических организаций (комитетов комсомола, учкомов, советов, штабов пионерии) в повышении качества знаний школьников и их коммунистическом воспитании.
  • 1957-1962 - средняя школа.

Основой реформ, проводимых в 50-60-е голы в школе, стала подготовка учащихся к производительному труду. Начался (сперва в экспериментальном порядке) переход школ на производственное обучение. Внедрялись новые программы, призванные решать задачи обучения в школе с производительным трудом. На заводах, фабриках выделялись ученические производственные участки для практики старшеклассников. Для этих лет характерно развитие сети учреждений народного образования, Ежегодно в эксплуатацию сдавалось по 6-7 школ. Как правило, это были лучшие для того времени здания. Обычно к школьному зданию примыкал большой спортивный городок, отводилась площадь под сад и огород. В школах создавались все необходимые условия для подготовки учащихся - от обучения рукоделию до постановки сложных физико-математических опытов, овладениями основами спорта, понимания смысла сознательного творческого труда. В 1956 году открылся Дворец пионеров и школьников им. Н.К.Крупской.

  • 1962-1978 г - восьмилетняя школа.

В каждой шкоде особое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию учащихся, девизом которых стали слова «Честь школы - моя честь!»  Учебные заведения пополнялись специалистами по начальной военной подготовке из числа ушедших в отставку офицеров. Совместно с военкоматами ежегодно проводились военизированные игры, смотры песни и строя. В центре внимания ГОРОНО стояли подбор, расстановка и обучение руководящих кадров школ, дошкольных и внешкольных учреждений. Именно в это время на руководящие должности в систему образования пришли мужчины, в большинстве своем - участники Великой Отечественной воины. В это время бурно развивалась система народного образования, школы переходили ко всеобщему обязательному среднему образованию, когда воспитание на примерах боевого и трудового подвига советского народа стала основой всей деятельности учительских коллективов и органов управления. Был утвержден план создания и укрепления учебно-методической базы среднего всеобуча. Часть восьмилетних школ перешла в разряд средних. Все они имели кабинетную систему обучения, оснащались техническими средствами.

  • 1978 г. - школа № 21 "переезжает" в новое здание по адресу пр.Победы, 113-А

Часть восьмилетних школ перешла в разряд средних. Все они имели кабинетную систему обучения, оснащались техническими средствами. Тридцать шесть устаревших школьных зданий получили пристрой, где разместились учебные мастерские, спортзалы, столовые. В 6 районах города открылись УПК. Финансировали работы шефствующие над школами промышленные предприятия, такие как строительные тресты. ЧТЗ завод дорожно-строительных машин им. Колющенко, станкостроительный завод им. Орджоникидзе, радиозавод, ЧМЗ. ЧМС и др. К 1978 году в городе действовало 134 школы. 27 ШРМ. 11 школ-интернатов. Несколько школ города были специализированными: физико-математическая школа № 31, лингвистические школы с изучением английского языка № 1 и др. К 1981 году при гороно работало 13 отлично оснащенных ДЮСШ, . клубы юных техников,36 детских и подростковых клубов по месту жительства, выросла сеть загородных пионерских лагерей труда и отдыха дл старшеклассников. В разработках и выполнении гороно 4 комплексных пятилетних планов воспитательной работы с учащимися школ участвовали работники науки, физической культуры, здравоохранения, культуры, родители. 

В городе осуществлялась единая молодежная политика, Положительному эффекту в деле воспитания учащихся способствовала программа «Школа — центр воспитательной работы в микрорайоне». Большое внимание уделялось развитию художественной самодеятельности школьников. Итоги работы хоровых, драматических коллективов, одаренных в области музыки, поэзии, живописи детей подводились ежегодно на заключительных концертах. Ежегодно проходили районные, городские слеты юных туристов, краеведов, школьники участвовали в эстафете на приз газеты «Челябинский рабочий» , действовал пост № 1 учащихся школ, профтехучилищ, техникумов у Вечного огня, совершались походы по местам боевой и трудовой славы советского народа, во всех школах были открыты музеи, комнаты, уголки боевой и трудовой славы южноуральцев. Таким образом в 70-80 гг. народное образование развивало лучшие традиции и решало стоящие перед школой и обществом новые проблемы: разноуровневого, дифференцированного обучения, обязательного среднего образования, гармонизации личности ребенка, его эмоционально-волевой, гражданской интеллектуальной, духовной и физической деятельности, развитие интереса к получению новых знаний, совершенствования личности, подготовки к жизни, труду и защите своего Отечества.